Язык и коммуникация являются основой социального взаимодействия. Большинству людей освоение процесса общения даётся без каких-либо трудностей, но существует немалая часть, которая не способна использовать речь для полноценного общения. Одни из них совсем не могут говорить, речь других недостаточно хорошо развита, чтобы выполнять все коммуникативные функции. В этом случае есть необходимость обратиться к другим, альтернативным способам коммуникации, дополняющим и заменяющим речь, то есть к альтернативной и дополнительной коммуникации – АДК.
Альтернативная коммуникация означает, что человек общается лицом к лицу к собеседнику без использования устной речи.
Наиболее часто используемые системы в работе с детьми дошкольного возраста:
1. Коммуникация с помощью жестов.
Использование коммуникации с опорой на жесты облегчает понимание ребенка окружающими, позволяет избежать разочарования от собственной несостоятельности и испытать удовольствие от общения. Полученный позитивный опыт развивает мотивацию и действия ребенка. Выбор жестов обуславливается требованием соответствия интересам и конкретному жизненному окружению ребенка.
Преимущества :
Недостатки:
2. Альтернативная система коммуникации PECS.
Коммуникативная система обмена картинками. Хотя стратегии PECS в первую очередь используется с невербальными людьми, она также может быть полезная для тех людей чья речь состоит главным образом их эхолалии, а также для людей с нечленоразделеной речью или людей с очень ограниченным репертуаром значимых слов и жестов. Данная система призвана научить самостоятельно инициировать и вступать в коммуникацию с другими людьми.
Преимущество системы «PECS» :
Недостатки использования системы « PECS»
Так как «PECS» является коммуникативной системой обмена картинками, то недостатки использования данного метода будут связаны с основными проблемами использования картинок в поддерживающей коммуникации, а именно:
Существует еще множество средств альтернативной коммуникации, таких как системы символов, включающие графические символы, орфографическое письмо, предметные символы; Глобальное чтение; Метод обучения «МАКАТОН»; Коммуникации с помощью коммуникативных вспомогательных устройств (технических средств коммуникации).