АВА (Applied Behavior Analysis) переводится на русский язык как Прикладной Анализ Поведения
На сегодняшний день является одним из самых эффективных методов коррекции аутизма.
АВА‑терапия - это интенсивная обучающая программа, которая основывается на поведенческих технологиях и методах обучения. АВА как научная дисциплина изучает влияние факторов в окружающей среде на поведение и манипулирует этими факторами, чтобы изменить поведение человека.
Для каждого ребенка составляется индивидуальный план развития, исходя из его навыков и особенностей. Сюда могут входить освоение одновременно нескольких навыков относящихся к разным сферам.
Программа раннего вмешательства должна быть интенсивной - от 30 до 40 часов в неделю, чтобы ребенок смог усвоить необходимые навыки поведения и преодолеть отставание в развитии.
Работа по программе осуществляется дома, в учебном заведении, в детском кружке. Занятия могут быть индивидуальными и групповыми - в маленьких группах (два‑три человека) и больших (пять‑десять человек).
Количество часов в учебной программе может варьироваться в зависимости от потребностей и возможностей. Среднее количество часов в программе АВА - 20 часов в неделю. Минимальное количество часов в АВА‑программе – 10 часов в неделю, максимальное - 40.
Важно, чтобы родители ребенка были неотъемлемой частью команды, работающей с ребенком, воспитывали ребенка на основе поведенческих принципов обучения и помогали ему обобщить все навыки, которые он выучил в естественной среде.
Частично обучение может остаться индивидуальным, в особенности для детей с низким уровнем речевых навыков или для детей, которые ранее не обучались и не научились взаимодействовать со взрослыми.
Выбор АВА терапии особенно оправдан, если поведение ребенка не поддается контролю со стороны близких, он не реагирует на просьбы и запреты, не откликается на имя, не стремится к коммуникации, не имеет речи или речь развита настолько слабо, что ребенок может с трудом (или не может) выразить свои мысли и желания.
Главная цель применения АВА терапии- улучшить качество жизни ребенка и его семьи!
ABLLS-R является инструментом для оценки навыков, руководством для построения обучающих программ, а также инструментом для мониторинга приобретения навыков для детей с для детей с аутизмом и другими нарушениями развития.
Данный инструмент охватывает 544 навыка, что позволят детально определить психолого-педагогический профиль ребенка перед составлением его индивидуальной программы развития.
ABBLS-R не является диагностическим инструментом. В нем не проводится сравнение полученных результатов с возрастными нормами, типичным психическим развитием или с другими лицами. Поэтому в нем отсутствует возрастные критерии для проведения тестирования.
Результаты тестирования можно разбить на два основных уровня: начальный и продвинутый.
Некоторые из преимуществ- это критерий для развития навыков, соответствующие репертуару навыкам 8-ми летнего ребенка с нормативным развитием и Анализ заданий как обязательный компонент тестирования.
В октябре 2017 года в мероприятий III Международной ОЧНОЙ конференции «Прикладной анализ поведения: теория и практика» д-р Джеймс Партингтон — автор теста ABBLS-R, провел практические обучающие семинары:
"Использование тестирования ABLLS-R для составления и реализации эффективной программы обучения."
"Критически важные составляющие эффективных" образовательных программ, направленных на обучение речевым навыкам.
Это программа оценки речевых навыков и социального взаимодействия для детей с аутизмом и другими нарушениями развития.
С помощью данного теста специалисты могут максимально эффективно выстроить обучающий процесс, приняв во внимание потребности ребенка, учесть его сильные и слабые стороны, особенности формирования навыков и индивидуальные сложности развития.
VB-MAPP включает в себя:
Оценку вех развития- оценка текущего уровня речевых и связанных с речью навыков, условно распределенных по трем возрастным уровням (0-18 месяцев, 18-30 месяцев, 30-48 месяцев) и разделенных на 16 областей и 170 вех развития.
Оценку преград для обучения- позволяет определить, с какими именно из 24 распространенными сложностями, препятствующими обучению, столкнулся ребенок с аутизмом и другими нарушениями развития.
Оценку переходов- содержит 18 областей и помогает определить, готов ли ребенок к обучению в более естественной образовательной среде.
Так же подробное разделение навыков на категории ( 900 навыков), представлено в Анализе заданий.