Денверская модель раннего вмешательства, ESDM
Денверская модель раннего вмешательства (ESDM) является всеобъемлющей программой раннего вмешательства, предназначенной для малышей в возрасте 12-36 месяцев и может применяться до 48-60 месяцев. Это подход для работы с очень маленькими детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС), который стимулирует детскую спонтанную склонность вступать в контакт и взаимодействовать, проявляя инициативу, с другими людьми. Он следует интересам и склонностям каждого ребенка, образуя «трамплин» для развития коммуникации и взаимодействия ребенка с окружающим миром. ESDM направлена на то, чтобы помочь детям с РАС стать активными участниками жизни, чаще вступая во взаимодействие с окружающими.
Аутизм часто влияет на способность ребенка проявлять инициативу. В частности, дети с аутизмом обычно реже инициируют взаимодействие с людьми и склонны заниматься лишь узким кругом деятельности. Эта особенность свойственна им с самого начала проявления расстройства и присуща людям с аутизмом на протяжении всей жизни, являясь одной из отличительных черт спектра. Для маленького ребенка ограниченное количество социальных инициатив приводит к уменьшению возможностей для обучения. В свою очередь количество возможностей научиться чему-либо сокращается из-за ограниченного и повторяющегося круга деятельности. Природа аутизма не позволяет ребенку обучаться каждое мгновение его жизни, сужает круг возможностей для его обучения, приводит к тому, что месяц за месяц и год за годом ребенок с РАС пропускает все больше таких возможностей. Таким образом, малыш с аутизмом обладает гораздо меньшим опытом, на основе которого он смог бы сконструировать свое представление о людях и событиях в мире.
Работа с ESDM и эффективность.
ESDM начинается с работы над взаимодействием ребенка с окружающими – даются способы, позволяющие вызвать интерес, заложить фундамент, подкрепить и расширить количество инициатив ребенка, помочь родителям и другим социальным партнерам расшифровать детские сигналы и продолжить взаимодействие. Немедленный эффект применения таких методик выражается в резко возрастающем количестве социальных возможностей для обучения, которые появляются у ребенка час за часом и день за днем. Отсутствие инициативы-ключевой для аутизма момент, лежащий в основе тех трудностей , которые возникают у ребенка с РАС в процессе обучения и развития. Вот почему ESDMначинается с построения у ребенка социальной инициативы и социальной включенности.
Денверская модель раннего вмешательства для детей с аутизмом: Как в процессе повседневного взаимодействия научить ребенка играть, общаться и учиться /Салли Дж.Роджерс, Джеральдин Доусон, Лори А.Висмара; (пер. с англ. В.Дягтеревой).- Екатеринбург: Рама Паблишиннг, 2016.-416.с.
Главная цель применения ESDM создать «трамплин» для развития коммуникации и взаимодействия ребенка с окружающим миром!